Как создать ОСМД?


Право владельцев квартир многоквартирного дома на создание объединения совладельцев многоквартирного дома (далее — ОСМД) предусмотрено статьей 385 Гражданского кодекса Украины. Целью создания ОСМД является обеспечение реализации права совладельцев многоквартирного дома на владение и пользование общим имуществом совладельцев, обеспечение надлежащего содержания многоквартирного дома и придомовой территории, содействие совладельцам многоквартирного дома в получении жилищно-коммунальных услуг.

ОСМД является юридическим лицом. Создание и государственная регистрация создания ОСМД осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим процедуру создания юридических лиц. Но несмотря на это процедура создания и государственной регистрации создания ОСМД имеет ряд особенностей. К таким особенностям следует отнести порядок созыва учредительного собрания, порядок голосования и подсчета голосов при решении вопросов, вынесенных на повестку дня учредительного собрания, порядок оформления результатов проведения учредительного собрания и прочее.

Созыв учредительного собрания осуществляется инициативной группой, состоящей не менее чем из трех владельцев квартир или нежилых помещений

Для созыва учредительного собрания Вам потребуется: подготовить проект протокола учредительного собрания, реестр присутствующих на собрании (по сути, это список совладельцев), листок голосования на учредительном собрании, карточки голосования, подготовить предложения по составу правления ОСМД и ревизионной комиссии, подготовить проект устава ОСМД, зарезервировать у государственного регистратора название ОСМД, решить вопрос о месте проведения учредительного собрания, оповестить всех совладельцев о проведении учредительного собрания и порядок ознакомления с проектом устава.

Даже без опыта и юридического образования Вы можете без проблем сделать львиную долю этих шагов, но если хотя бы один документ не будет отвечать требованиям Закона или несколько совладельцев многоквартирного дома не будут должным образом уведомлены — это уже может поставить под вопрос законность таких сборов и даже может служить основанием для судебных исков отдельных недовольных граждан.

Как показывает практика, почти каждое ОСМД сталкивается с проблемой уведомления жителей о проведении учредительного собрания (сложности возникают из-за невозможности получения информации о том, кто является владельцем). Что же делать в таком случае?

Для получения необходимых Вам сведений о совладельцах существует специальный реестр прав на недвижимое имущество

и соответствующие органы, уполномоченные оказывать необходимую Вам информацию.

Также хотелось бы сделать акцент на том, как проходит голосование. Решения на учредительном собрании принимается путем поименного голосования. Согласно Закону — каждый совладелец (его представитель) во время голосования имеет количество голосов, пропорциональное доле общей площади квартиры или нежилого помещения совладельца в общей площади всех квартир и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины общего количества всех совладельцев. Решение оформляется личной подписью каждого, кто проголосовал, с указанием результата голосования ( «за» или «против»). Если решение не набрано необходимого количества голосов «за» или «против», проводится письменный опрос совладельцев, которые не голосовали на учредительном собрании. Такой опрос может быть проведен в течение 15 календарных дней с даты проведения учредительного собрания.

В то же время, если в течение указанного срока необходимого количества голосов «за» не набрано, решение считается непринятым. Все результаты опроса фиксируются в протоколе собрания. Голоса, поданные в результате проведения процедуры письменного опроса, учитываются при принятии решения и имеют такую ​​же юридическую силу, как и голоса, поданные непосредственно на учредительном собрании. Листки письменного опроса совладельцев нумеруются, прошнуровываются и добавляются к соответствующему протоколу собрания.

Если ВСЕ вышеупомянутые шаги не будут должным образом выполнены при проведении учредительного собрания ОСМД, то учредительное собрание ОСМД будет признано несостоявшимися, а это повлечет за собой признание недействительными решений принятых на таком собрании. В конечном итоге это сведет на нет Ваши усилия. Чтобы этого не произошло — советуем своевременно обращаться к специалистам.

Моментом, с которого ОСМД считается созданным, является не принятие решения учредительным собранием о создании ОСМД, а его государственная регистрация, поскольку ОСМД будет считаться созданным лишь после внесения сведений о таком ОСМД в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что государственная регистрация объединений проводится бесплатно.

При проведении государственной регистрации создания ОСМД особое внимание следует обратить на правильность подготовки учредительных документов и полноту пакета документов,

 

которые будут подаваться государственному регистратору для проведения регистрации (заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица, протокол учредительного собрания, два экземпляра оригинала и пять копий устава объединения и список членов объединения). Подавать эти документы государственному регистратору можно как лично, так и путем почтового отправления.

Хотим подчеркнуть, что требовать любые другие документы государственный регистратор не имеет права. Но в свою очередь, несоответствие содержания учредительных документов ОСМД требованиям законодательства или неполнота пакета документов, представленных государственному регистратору, является причиной для отказа в проведении государственной регистрации создания ОСМД. В случае если в результате проверки выявлено, что заявителем представлены не все необходимые документы или они не соответствуют требованиям законодательства, орган государственной регистрации уведомляет об этом заявителя и возвращает ему документы.

Конечно, Вы можете исправить недостатки и подать документы повторно, но это может потребовать у Вас огромных затрат сил и ресурсов: как финансовых, так и человеческих. А самое главное — это может сильно «потрепать» Вам нервы и сделать лишние хлопоты, на которые у рядового работающего человека просто не будет времени, тем более, что это может затянуться на долгие месяцы.

Поэтому для уменьшения рисков отказа в проведении государственной регистрации создания ОСМД, при создании ОСМД не лишним будет заручиться поддержкой юристов, специализирующихся на вопросах ОСМД. Такие специалисты помогут Вам в разработке проектов учредительных документов, окажут юридическую оценку уже подготовленным проектам учредительных документов, проверят полноту пакета документов, необходимых для проведения государственной регистрации создания ОСМД и в случае необходимости будут представлять Ваши интересы в регистрационной службе при проведении государственной регистрации создания ОСМД.

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Задать вопрос online